Метод Монтессори

Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Развивающая методика Монтессори основана на принципе: «Помогите мне сделать это самому» - самостоятельном познании ребенком окружающего мира. Занятия в специально подготовленной среде направлены на развитие речи, логики, внимания путем тренировки мелкой моторики, сенсорного опыта и развивающих игр. Каждый ребенок сам выбирает, чем и сколько он хочет заниматься, педагог лишь наблюдает, помогая по просьбе ребенка. Противники метода считают, что такие занятия слишком рано погружают детей в мир взрослых занятий и практически не оставляют места для спонтанных игр, творчества, детских эмоций.

В каком возрасте можно начинать заниматься в Монтессори-группах?
Методика предназначена для детей всех возрастов, начиная с самого рождения. Ее автор, врач и педагог Мария Монтессори, обратила внимание на то, как в разные периоды жизни у детей приоритетными становятся разные направления развития. Согласно своим наблюдениям, Мария Монтессори разработала целую систему занятий и пособий для разных этапов развития ребенка. Так что начинать занятия в Монтессори-центрах можно с 8-9 месяцев, чтобы предоставить ребенку возможность максимально развить все навыки.

Как организовано пространство в Монтессори-классе?
Обычно в комнате для занятий пять зон с соответствующим тематическим материалом в каждой. В зоне практической жизни ребенок учится навыкам самообслуживания: тут можно постирать, погладить утюгом, пришить пуговицу и т.п. В зоне сенсорного развития расположены материалы и пособия, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. Математическая зона оборудована пособиями и играми, знакомящими его сосновами счета, понятием количества, основными математическими действиями. В языковой зоне дети тренируют мелкую моторику, учатся чтению и письму. Последнюю зону часто называют «космической», поскольку она предназначена для активного познания окружающего мира.

Как занятия помогают развивать речь?
В кончиках пальцев ребенка располагаются нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга. Специальные упражнения, основанные на тренировке мелкой моторики пальцев(«Шнуровки», «Рамки с застежками»), упражнения по собиранию и раскладыванию предметов (Коричневая лестница,Розовая башня, Красные штанги, Блоки цилиндров) стимулируют развитие речи у малыша.

Что делает ребенок на занятиях Монтессори?
Метод Монтессори предлагает ребенку самому решить, где, чем и как долго он будет заниматься. Перед началом новой деятельности учиталь устраивает «презентацию» игры или пособия, рассказывает, как его можно использовать. Монтессори считает, что порядок органичен для ребенка, а взрослый должен научить ребенка его поддерживать, поэтому игры и пособия расположены в определенном порядке, и важное правило – после занятия все класть на свое место. Еще одно правило – не мешать другим детям во время собственных занятий часто становится определенной проблемой для гиперактивных детей, которым бывает крайне трудно соблюдать правило, запрещающее вмешиваться в занятия других детей.